- Традиция и новаторство
- Поэтика
- Персоналии
- Pro et contra
- Астафьев В.П.
- Распутин В.Г.
- Шукшин В.М.
- Полемика
- Аналитика и исследования
- Конференции и семинары
- Библиография
- Ссылки
- Богданова О.В. (2)
- Бурылова А.В. (1)
- Вальянов Н. А. (4)
- Глушенкова О.А. (1)
- Гончаров П. А. (17)
- Загидулина Т. А. (10)
- Ковтун Н.В. (38)
- Кузина А.Н. (1)
- Куляпин А. И. (29)
- Ларина М. В. (5)
- Литовская М.А. (1)
- Лопачева М.К. (2)
- Лю Цзыюань (1)
- Митрофанова И. А. (4)
- Новикова Е. О. (2)
- Рямонен А. А. (4)
- Фролова А. В. (5)
- Цветова Н. С. (24)
- Щербакова В.А. (5)
- Абрамов Ф.А.
- авторская мифология
- Акулов И. И.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- война
- Екимов Б.П.
- Залыгин С. П.
- Иванов А.С.
- Иванов В.Д.
- идеология
- коллективизация
- Липатов В. В.
- Личутин В. В.
- Лобанов М.П.
- Мотивы и образы
- национализм
- Почвенничество
- поэтика
- Распутин В.Г.
- реформы
- русофобия
- русский вопрос
- Солоухин В.А.
- социалистический реализм
- традиционализм
- традиционная (аграрная) цивилизация
- урбанистическая (технократическая) цивилизация
- Шукшин В.М.
Солоухин Владимир Алексеевич
Родился в с. Олепино Владимирской обл. в крестьянской семье. После окончания школы учился во Владимирском механическом техникуме, получил специальность механика-инструменталиста. Во время Великой Отечественной войны служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. С 1946 начал печатать стихи (первая публикация — стихотворение «Дождь в степи» в «Комсомольской правде»), которые писал со школьных лет. В 1946—51 учился в Литературном институте. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице. Первый сборник стихов Солоухина «Дождь в степи» (1953) написан в традиционной манере. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». Выходят сборники «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. В стихотворении «Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на личностное видение мира.
Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала тема красоты земли («Жители земли», 1951). В сборнике «Как выпить солнце» (1961) Солоухин перейдет к белому стиху и верлибру, откажется от рифмы и размера (позднее в книге «Венок сонетов» (1975) он вновь вернется к нормативной поэтике). Лирика Солоухина этих лет все больше приближалась к прозе. От очерковых книг о проблемах сельского хозяйства («Рождение Зернограда», 1955; «Золотое дно», 1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За синь-морями» (1956), обернувшимся повышенным интересом к собственной земле.
В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле. Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность. «Владимирские проселки» — это 40 дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Олепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России. Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины.
Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого. Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г. Р. Державина — Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной Пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская «философия патриотизма».
Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е — одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.
Сама жизнь, логика творческого развития писателя привели к созданию произведений, где уяснялось разнообразие законов природы, многообразие связей человека с миром: «Дом и сад» (1963) — об истории перестройки дома и закладки сада; «Григоровы острова» (1963) — о приобщении героя-повествователя к подледному лову рыбы; «Третья охота» (1967) — о «смиренной охоте брать грибы» и «Трава» (1972) — о флоре средней полосы России. Они были созданы в период интенсивного и целенаправленного изучения Солоухиным трудов А. Брема, К. Тимирязева, Н. Золотницкого и др. В солоухинских записках соединились полярные повествовательные манеры — научная и художественная, породив особую стилистику «Травы» и «Третьей охоты». Этими произведениями Солоухин пытался возродить утерянную способность удивляться чуду природы. Одновременно с «Домом и садом», «Третьей охотой» Солоухин создал рассказы, где преобладает аналитическое начало («Летний паводок», «Зимний день», «Кувшинки», «На лыжне»). Пафос последнего рассказа — в утверждении обогащающего воздействия природы на человека, в развенчании бессмысленности самоцельных нагрузок. В этом ряду — повесть «Прекрасная Адыгене» (1973).
В к. 50-х—60-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире.
Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой — деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он поступает в Литературный институт, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений. Солоухину важно было показать в герое рождение художника.
В н. 60-х Солоухин пережил духовный перелом: «…я… начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976—95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976 «без оглядки» (т. е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995. Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л. Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку». «Опальное» произведение Солоухина — это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?». Остро ставится вопрос «о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством». Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В. И. Ленине «При свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» — о патологической жестокости большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.
Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д’Арк» положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария. В 1983—84 издательством «Художественная литература» было выпущено Собрание сочинений писателя в 4 томах. В 1995 начат выпуск 10-томного собрания сочинений. Посмертно опубликованы мемуары «Чаша».
Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).
Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.
Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухина обвиняли в «заигрывании с боженькой».[6] Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982).
Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»: Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина.
Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.
Солоухин был горячим сторонником восстановления Храма Христа Спасителя как символа «возрождения русской духовности и культуры» и «генератора духовной энергии». Весной 1988 года в прямом эфире публицистической телепередачи «Позиция», куда были приглашены известные и влиятельные писатели, один из гостей — писатель Владимир Солоухин говорит об уничтожении Храма Христа Спасителя как о преступлении со стороны государства. 11 декабря 1988 г. на вечере в честь 70-летия писателя А. И. Солженицына Солоухин поднял вопрос о восстановлении Храма. Был создан фонд восстановления Храма Христа Спасителя — со своим уставом и счетом в Госбанке, на который к 1990 году поступило около 300 тысяч рублей. Солоухин был президентом или председателем правления этого Фонда.
В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (Писатели и общественные деятели «патриотичного» и либерального толка, живущие в СССР и на Западе, собрались в Риме на конференцию «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?», среди которых были Иосиф Бродский, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Михаил Шемякин, Виктор Астафьев, Дмитрий Лихачёв, Эрнст Неизвестный, Владимир Крупин и др. Конференция была организована Витторио Страда в Риме по инициативе Хельсинкского комитета Италии, Независимого университета «Вашингтон-Париж-Москва», итальянского журнала «Рабочий мир», журналов «Континент» и «Юность», газеты «Комсомольская правда»). В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущён реформами (в частности, приватизацией), проводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса, и категорически не принял новые демократические порядки:
Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны <…> Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущён приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки <…> «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он.
Демократия — это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917 года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем.
Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II — этому факту посвящено стихотворение С. П. Щипачева «О человеке, носящем перстень»; был также выведен в романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969) под именем Савва Богородицкий. В романе «Последняя ступень» (1976, издан в 1995) озвучил мнение о солдатах вермахта как о «решительных соседях», которые пришли помочь населению СССР изгнать захватчиков-большевиков.
Также Солоухин был противником нивелирования различий между национальными культурами. В своём эссе «Что же понимать под сближением национальных культур?» он писал: Как бы нам, встав на эту точку зрения, вместо интернационализма не скатиться к самому элементарному и вульгарному космополитизму? Уже сейчас (по картине художника-абстракциониста) нельзя сказать, какой национальности этот художник, — итальянец, француз, американец или даже японец. Что же это, интернациональная культура? Уже сейчас между ними — абстракционистом-французом и абстракционистом-японцем — национального различия меньше, чем, скажем, между Сарьяном и Пластовым. Так что же это, хорошо? Если это хорошо, давайте писать на эсперанто. Нужно думать о воспитании в людях единого, интернационального мировоззрения, а не о стушёвывании национального колорита. В остальном же да здравствуют Галия Измайлова, танцующая по-узбекски, Гоар Гаспарян, поющая по-армянски, Расул Гамзатов, пишущий по-аварски! Да здравствуют таджикский орнамент, казахская опера, эстонская скульптура, чукотская резьба по моржовой кости! Да здравствует великий русский язык, но и да здравствует сладкопевная, ни с чем не сравнимая, украинская мова!
Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве, отпевание прошло в Храме Христа Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине, где в 2021 году открыт мемориальный музей писателя.
В Москве на доме (Красноармейская ул., 23), где в 1962—1997 годах жил Солоухин, установлена мемориальная доска.
Запевалов В.
Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Награды и премии
Орден Трудового Красного Знамени (13 июня 1984 года).
Орден Дружбы народов (25 мая 1994 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и современной литературы.
Орден «Знак Почёта» (28 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
медали
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды».
Произведения
Собрания сочинений
Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).
Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.
Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984., 100 000 экз.
Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974., 75 000 экз.
Поэзия
Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.
Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.
Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.
Журавлиха. — М.: Московский рабочий, 1959.
Колодец. — М.: Правда, 1959.
Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961. — 84 с. — 10 000 экз.
Имеющий в руках цветы: Стихи и поэмы. — М.: Советский писатель, 1962. — 316 с. — 25 000 экз.
Жить на земле. — М.: Советский писатель, 1965. — 68 с. — 50 000 экз.
С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.
Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.
Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия, 1970.
Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.
Лирика. — М.: Советская Россия, 1975.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1975.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1976.
Седина. — М.: Советский писатель, 1977.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1977.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1978.
Стихотворения (1982).
Северные берёзы. — М.: Молодая гвардия, 1990.
Стихотворения. — (Худож. А. М. Колчанов). — М.: Советская Россия, 1990. — 384 с. — 100 000 экз.
Проза
Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.
Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.
За синь-морями.— М.: Молодая гвардия, 1956.
Владимирские просёлки. — М.: Гослитиздат, 1958.
Владимирские просёлки. — М.: Молодая гвардия, 1958.
Терновник (1959).
Степная быль (1959).
Капля росы.— М.:Гослитиздат, 1960.
Капля росы.— М.:Молодая гвардия, 1960.
Ветер странствий. — М.: Советский писатель, 1960.
Открытки из Вьетнама. — М.: Молодая гвардия, 1961.
Лирические повести. — Предислов. Л. Леонов. — (Худож. В. Саксон) — М.: Московский рабочий, 1961. — 552 с.; портр. — 100 000 экз. [Переиздание — 1962]
Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).
Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1963.
Свидание в Вязниках. — М.: Молодая гвардия, 1964.
Времена года.— М.: Советская Россия, 1964.
Лирические повести. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1964.
Славянская тетрадь. — М.: Советская Россия, 1965.
Работа.— М.: Советская Россия, 1966.
Мать-мачеха. — М.: Советский писатель, 1966.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1966
Родная красота. — М.: Советский художник, 1966.
Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967.
Лирические повести. — Ярославль, 1967.
Третья охота (1967).
Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1968).
Зимний день. — М.: Советский писатель, 1969.
Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1969.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1970.
Закон набата.— М.: Современник, 1971.
Капля росы. — Уфа, 1971.
Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1971.
Трава (1972).
Славянская тетрадь. — [Худож. Д. С. Громан] — М.: Советская Россия, 1972. — 384 с.; 100 000 экз.
Олепинские пруды. — М.: Современник, 1973.
По грибы (1974).
Посещение 3ванки (1975).
Приговор (1975).
Рыбий бог. — М.: Советская Россия, 1975.
Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).
Слово живое и мёртвое (1976).
Прекрасная Адыгене. — М.: Советский писатель, 1976.
Камешки на ладони. — (Худож. П. С. Сацкий) — М.: Советская Россия, 1977. — 176 с. — 75 000 экз.
Мёд на хлебе. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 368 с. — 100 000 экз.
Ножичек с костяной ручкой. — Л.: Детская литература, 1978.
Под одной крышей. — Ярославль, 1979.
Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.
Мать-мачеха. — Кишинёв, 1980.
Мёд на хлебе. — М.: Советская Россия, 1981. — 208 c.; портр. — 100 000 экз. (Гос. премия им. М. Горького). — (Библиотечная серия)
Продолжение времени (1982)[26].
Камешки на ладони. — М.: Молодая гвардия, 1982.
Волшебная палочка. — М.: Московский рабочий, 1983.
Капля росы. — Л.: Лениздат, 1983.
Бедствие с голубями.— М.: Советский писатель, 1984.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1985.
Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1986.
Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.
Ножичек с костяной ручкой. — Киев, 1986.
Камешки на ладони. — М.: Современник, 1988.
Продолжение времени. — М.: Художественная литература, 1988.
Смех за левым плечом (1989).
Луговая гвоздичка. — М.: Советская Россия, 1989.
Читая Ленина — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1989. — 49 с. ISBN 3-7912-2030-6
Белая трава. — М.: Детская литература, 1990.
Возвращение к началу. — М.: Современник, 1990.
Время собирать камни. — М.: Правда, 1990. — 688 с., 500 000 экз.
Письма из Русского музея. — М.: Молодая гвардия, 1990.
Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.
Наваждение. — М.: Огонёк, 1991.
При свете дня. — М.: 1992. — 221 c. — Тираж не указан.; Издание осуществлено при участии фирмы «Belka Trading Corporation» (США).
Солёное озеро (1992).
Последняя ступень. — М.: АО «Деловой центр», 1995.
Чаша (1998, опубликовано посмертно).
Переводы
Гамзатов Р. Сказания. — М.: 1975.
Гафуров А. Абуталиб сказал. — М.: Современник, 1975.
Дерево над водой. — М.: Советская Россия, 1979.
Боцу П. День семьи. — Кишинёв, 1984.
Шерали Л. Моленье о дожде. — Душанбе, 1989.
Песни на стихи В. Солоухина
«Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исполняет ВИА «Ариэль»
«Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исполняет ВИА «Ариэль»
«Мужчины» (Э. Колмановский) — исполняет Мария Пахоменко
«Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исполняет Эдита Пьеха
«Лада» (В. Мулявин) — исполняет ВИА «Песняры»
«Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исполняет Ренат Ибрагимов
«Синие озёра» (А. Спаринский) — исполняет Эдуард Хиль
«Волки» (В. Медяник) — исполняет Владислав Медяник
«У моря» (по мотивам рассказа В. Солоухина «Девочка на урезе моря») — исполняет Светлана Копылова
В кино
1976 — Праздник на Печоре (текст от автора)
2006 — Мочёные яблоки (по мотивам рассказа)
2008 — Тайна чёрной доски. Владимир Солоухин (архивные кадры)
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец