Солоухин Владимир Алексеевич
Солоухин Владимир Алексеевич (14.06.1924—4.04.1997), русский советский и российский писатель и публицист, общественный деятель. Один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Родился в с. Олепино Владимирской обл. в крестьянской семье. После окончания школы учился во Владимирском механическом техникуме, получил специальность механика-инструменталиста. Во время Великой Отечественной войны служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль. С 1946 начал печатать стихи (первая публикация — стихотворение «Дождь в степи» в «Комсомольской правде»), которые писал со школьных лет. В 1946—51 учился в Литературном институте. После окончания института работал разъездным корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице. Первый сборник стихов Солоухина «Дождь в степи» (1953) написан в традиционной манере. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». Выходят сборники «Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. В стихотворении «Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на личностное видение мира.

Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала тема красоты земли («Жители земли», 1951). В сборнике «Как выпить солнце» (1961) Солоухин перейдет к белому стиху и верлибру, откажется от рифмы и размера (позднее в книге «Венок сонетов» (1975) он вновь вернется к нормативной поэтике). Лирика Солоухина этих лет все больше приближалась к прозе. От очерковых книг о проблемах сельского хозяйства («Рождение Зернограда», 1955; «Золотое дно», 1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За синь-морями» (1956), обернувшимся повышенным интересом к собственной земле.
В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле. Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему широкую известность. «Владимирские проселки» — это 40 дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Олепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России. Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины.

Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого. Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г. Р. Державина — Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной Пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская «философия патриотизма».

Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е — одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.

Сама жизнь, логика творческого развития писателя привели к созданию произведений, где уяснялось разнообразие законов природы, многообразие связей человека с миром: «Дом и сад» (1963) — об истории перестройки дома и закладки сада; «Григоровы острова» (1963) — о приобщении героя-повествователя к подледному лову рыбы; «Третья охота» (1967) — о «смиренной охоте брать грибы» и «Трава» (1972) — о флоре средней полосы России. Они были созданы в период интенсивного и целенаправленного изучения Солоухиным трудов А. Брема, К. Тимирязева, Н. Золотницкого и др. В солоухинских записках соединились полярные повествовательные манеры — научная и художественная, породив особую стилистику «Травы» и «Третьей охоты». Этими произведениями Солоухин пытался возродить утерянную способность удивляться чуду природы. Одновременно с «Домом и садом», «Третьей охотой» Солоухин создал рассказы, где преобладает аналитическое начало («Летний паводок», «Зимний день», «Кувшинки», «На лыжне»). Пафос последнего рассказа — в утверждении обогащающего воздействия природы на человека, в развенчании бессмысленности самоцельных нагрузок. В этом ряду — повесть «Прекрасная Адыгене» (1973).

В к. 50-х—60-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире.

Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой — деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он поступает в Литературный институт, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений. Солоухину важно было показать в герое рождение художника.

В н. 60-х Солоухин пережил духовный перелом: «…я… начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976—95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976 «без оглядки» (т. е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995. Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л. Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку». «Опальное» произведение Солоухина — это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?». Остро ставится вопрос «о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством». Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В. И. Ленине «При свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» — о патологической жестокости большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д’Арк» положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария. В 1983—84 издательством «Художественная литература» было выпущено Собрание сочинений писателя в 4 томах. В 1995 начат выпуск 10-томного собрания сочинений. Посмертно опубликованы мемуары «Чаша».

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»).
Стихи Солоухина были поначалу традиционными по форме, затем его лирика всё больше приближалась к прозе, он отказывался от рифмы и размера, разделяя стихи посредством синтаксических параллелей и повторений слов и частей предложения. Проза Солоухина по своей ассоциативной структуре и по тому, что действие в ней часто отходит на задний план, напоминает прозу К. Г. Паустовского (о творчестве которого Солоухин отзывался с глубоким пониманием); в этой прозе сочетаются публицистическая документальность и настроенность на природную лирику, исконно-крестьянское, основанное на собственных наблюдениях над жизнью колхозников, и размышлениями на искусствоведческие темы, национально-русское восхищение родиной и её культурными традициями и злободневная критика.

Журнал «Коммунист» в № 2 за 1982 год содержал резкие нападки на писателя, в которых Солоухина обвиняли в «заигрывании с боженькой».[6] Затем кампания против «религиозно-мистических взглядов члена КПСС Солоухина» вылилась в специальное «литературное» постановление ЦК КПСС против писателей-патриотов (июль 1982).

Публичные выступления В. А. Солоухина времён поздней «перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики. Статья «Читая Ленина» вызвала критику даже со стороны соратников Солоухина по антикоммунистическому лагерю. Например, А. Собчак назвал эту статью «грубой подтасовкой» и «недобросовестной, односторонней критикой Ленина»: Настоящей научной критики ленинских взглядов мы до сих пор не имеем. На смену славословиям приходит подтасовка цитат с целью очернить их автора. Наиболее показательный пример — «Читая Ленина» В. Солоухина. С моей точки зрения, это грубая подтасовка, извинительная, может быть, лишь потому, что известный писатель никогда научной работой не занимался. Открыл тома Ленина, наткнулся на «страшные» места. Человек он эмоциональный… Я тоже читал ленинские тома и мог бы доказать, что цитаты Солоухиным вырваны из контекста. Мы в очередной раз имеем дело с недобросовестной, односторонней критикой Ленина.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

Солоухин был горячим сторонником восстановления Храма Христа Спасителя как символа «возрождения русской духовности и культуры» и «генератора духовной энергии». Весной 1988 года в прямом эфире публицистической телепередачи «Позиция», куда были приглашены известные и влиятельные писатели, один из гостей — писатель Владимир Солоухин говорит об уничтожении Храма Христа Спасителя как о преступлении со стороны государства. 11 декабря 1988 г. на вечере в честь 70-летия писателя А. И. Солженицына Солоухин поднял вопрос о восстановлении Храма. Был создан фонд восстановления Храма Христа Спасителя — со своим уставом и счетом в Госбанке, на который к 1990 году поступило около 300 тысяч рублей. Солоухин был президентом или председателем правления этого Фонда.

В октябре 1990 года подписал «Римское обращение» (Писатели и общественные деятели «патриотичного» и либерального толка, живущие в СССР и на Западе, собрались в Риме на конференцию «Национальные вопросы в СССР: обновление или гражданская война?», среди которых были Иосиф Бродский, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Михаил Шемякин, Виктор Астафьев, Дмитрий Лихачёв, Эрнст Неизвестный, Владимир Крупин и др. Конференция была организована Витторио Страда в Риме по инициативе Хельсинкского комитета Италии, Независимого университета «Вашингтон-Париж-Москва», итальянского журнала «Рабочий мир», журналов «Континент» и «Юность», газеты «Комсомольская правда»). В 1990-е годы Солоухин испытал сильное разочарование от перестройки, на которую сначала возлагал большие надежды. Был возмущён реформами (в частности, приватизацией), проводимыми правительством Ельцина — Гайдара — Чубайса, и категорически не принял новые демократические порядки:
Солоухин от перестройки многого ждал: свободы слова, освобождения от тех пут, которыми мы были связаны в советское время. Но потом он очень разочаровался, потому что не оказалось в перестроечное время настоящего национального деятеля, который обратил бы её на пользу страны <…> Солоухин был расстроен, что перестройка не улучшила общего положения дел в стране. Он был возмущён приватизацией, совершенно не принял новые демократические порядки <…> «В какой же пропасти мы все оказались сегодня, в какой выгребной яме сидим, что те десятилетия насилия и крови, искусственного голода кажутся теперь чуть ли не раем, вызывают ностальгические чувства?» — писал он.

Демократия — это ширма, за которой группа людей, называющих себя демократами, навязывает населению свой образ мышления, вкусы, пристрастия. Демократия как цель — абсурд. Это лишь средство для достижения каких-то целей. Ленин, большевики до 1917 года все демократами были. А взяли власть — такую демократию устроили, до сих пор расхлебать не можем.

Был ярым монархистом, носил на пальце перстень с изображением царя Николая II — этому факту посвящено стихотворение С. П. Щипачева «О человеке, носящем перстень»; был также выведен в романе Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?» (1969) под именем Савва Богородицкий. В романе «Последняя ступень» (1976, издан в 1995) озвучил мнение о солдатах вермахта как о «решительных соседях», которые пришли помочь населению СССР изгнать захватчиков-большевиков.

Также Солоухин был противником нивелирования различий между национальными культурами. В своём эссе «Что же понимать под сближением национальных культур?» он писал: Как бы нам, встав на эту точку зрения, вместо интернационализма не скатиться к самому элементарному и вульгарному космополитизму? Уже сейчас (по картине художника-абстракциониста) нельзя сказать, какой национальности этот художник, — итальянец, француз, американец или даже японец. Что же это, интернациональная культура? Уже сейчас между ними — абстракционистом-французом и абстракционистом-японцем — национального различия меньше, чем, скажем, между Сарьяном и Пластовым. Так что же это, хорошо? Если это хорошо, давайте писать на эсперанто. Нужно думать о воспитании в людях единого, интернационального мировоззрения, а не о стушёвывании национального колорита. В остальном же да здравствуют Галия Измайлова, танцующая по-узбекски, Гоар Гаспарян, поющая по-армянски, Расул Гамзатов, пишущий по-аварски! Да здравствуют таджикский орнамент, казахская опера, эстонская скульптура, чукотская резьба по моржовой кости! Да здравствует великий русский язык, но и да здравствует сладкопевная, ни с чем не сравнимая, украинская мова!

Солоухин умер 4 апреля 1997 года в Москве, отпевание прошло в Храме Христа Спасителя в Москве. Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия. Похоронен в родном селе Алепине, где в 2021 году открыт мемориальный музей писателя.

В Москве на доме (Красноармейская ул., 23), где в 1962—1997 годах жил Солоухин, установлена мемориальная доска.

Запевалов В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Награды и премии

Орден Трудового Красного Знамени (13 июня 1984 года).
Орден Дружбы народов (25 мая 1994 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной культуры и современной литературы.
Орден «Знак Почёта» (28 октября 1967 года) — за заслуги в развитии советской литературы и активное участие в коммунистическом воспитании трудящихся.
медали
Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1979) — за повести и рассказы последних лет «Прекрасная Адыгене», «Трость», «Мёд на хлебе», «Барометр», «Варшавские этюды».
Произведения
Собрания сочинений
Собрание сочинений в 10 томах. — М.: Голос, 1995 (вышли тома 1—3).
Собрание сочинений в 5 томах. — М.: Русский мир, 2011.
Собрание сочинений в 4 томах. — М.: Художественная литература, 1983—1984., 100 000 экз.
Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1974., 75 000 экз.
Поэзия
Дождь в степи. — М.: Молодая гвардия, 1953.
Разрыв-трава. — М.: Молодая гвардия, 1956.
Ручьи на асфальте. — М.: Советский писатель, 1958.
Журавлиха. — М.: Московский рабочий, 1959.
Колодец. — М.: Правда, 1959.
Как выпить солнце. — М.: Советский писатель, 1961. — 84 с. — 10 000 экз.
Имеющий в руках цветы: Стихи и поэмы. — М.: Советский писатель, 1962. — 316 с. — 25 000 экз.
Жить на земле. — М.: Советский писатель, 1965. — 68 с. — 50 000 экз.
С лирических позиций. — М.: Советский писатель, 1965.
Не прячьтесь от дождя. — М.: Правда, 1967.
Избранная лирика. — М.: Молодая гвардия, 1970.
Аргумент. — М.: Советский писатель, 1972.
Лирика. — М.: Советская Россия, 1975.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1975.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1976.
Седина. — М.: Советский писатель, 1977.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1977.
Венок сонетов. — М.: Молодая гвардия, 1978.
Стихотворения (1982).
Северные берёзы. — М.: Молодая гвардия, 1990.
Стихотворения. — (Худож. А. М. Колчанов). — М.: Советская Россия, 1990. — 384 с. — 100 000 экз.

Проза

Рождение Зернограда. — М.: Правда, 1955.
Золотое дно. — М.: Советский писатель, 1956.
За синь-морями.— М.: Молодая гвардия, 1956.
Владимирские просёлки. — М.: Гослитиздат, 1958.
Владимирские просёлки. — М.: Молодая гвардия, 1958.
Терновник (1959).
Степная быль (1959).
Капля росы.— М.:Гослитиздат, 1960.
Капля росы.— М.:Молодая гвардия, 1960.
Ветер странствий. — М.: Советский писатель, 1960.
Открытки из Вьетнама. — М.: Молодая гвардия, 1961.
Лирические повести. — Предислов. Л. Леонов. — (Худож. В. Саксон) — М.: Московский рабочий, 1961. — 552 с.; портр. — 100 000 экз. [Переиздание — 1962]
Григоровы острова: Заметки о зимнем ужении рыбы (1963).
Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1963.
Свидание в Вязниках. — М.: Молодая гвардия, 1964.
Времена года.— М.: Советская Россия, 1964.
Лирические повести. Рассказы. — М.: Художественная литература, 1964.
Славянская тетрадь. — М.: Советская Россия, 1965.
Работа.— М.: Советская Россия, 1966.
Мать-мачеха. — М.: Советский писатель, 1966.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1966
Родная красота. — М.: Советский художник, 1966.
Письма из Русского музея. — М.: Советская Россия, 1967.
Лирические повести. — Ярославль, 1967.
Третья охота (1967).
Чёрные доски: Записки начинающего коллекционера (1968).
Зимний день. — М.: Советский писатель, 1969.
Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1969.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1970.
Закон набата.— М.: Современник, 1971.
Капля росы. — Уфа, 1971.
Мать-мачеха. Рассказы. — М.: Московский рабочий, 1971.
Трава (1972).
Славянская тетрадь. — [Худож. Д. С. Громан] — М.: Советская Россия, 1972. — 384 с.; 100 000 экз.
Олепинские пруды. — М.: Современник, 1973.
По грибы (1974).
Посещение 3ванки (1975).
Приговор (1975).
Рыбий бог. — М.: Советская Россия, 1975.
Последняя ступень: Исповедь вашего современника (1976, издано в 1995).
Слово живое и мёртвое (1976).
Прекрасная Адыгене. — М.: Советский писатель, 1976.
Камешки на ладони. — (Худож. П. С. Сацкий) — М.: Советская Россия, 1977. — 176 с. — 75 000 экз.
Мёд на хлебе. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 368 с. — 100 000 экз.
Ножичек с костяной ручкой. — Л.: Детская литература, 1978.
Под одной крышей. — Ярославль, 1979.
Время собирать камни. — М.: Современник, 1980.
Мать-мачеха. — Кишинёв, 1980.
Мёд на хлебе. — М.: Советская Россия, 1981. — 208 c.; портр. — 100 000 экз. (Гос. премия им. М. Горького). — (Библиотечная серия)
Продолжение времени (1982)[26].
Камешки на ладони. — М.: Молодая гвардия, 1982.
Волшебная палочка. — М.: Московский рабочий, 1983.
Капля росы. — Л.: Лениздат, 1983.
Бедствие с голубями.— М.: Советский писатель, 1984.
Ножичек с костяной ручкой. — М.: Детская литература, 1985.
Каравай заварного хлеба. — М.: Правда, 1986.
Прийти и поклониться. — М.: Правда, 1986.
Ножичек с костяной ручкой. — Киев, 1986.
Камешки на ладони. — М.: Современник, 1988.
Продолжение времени. — М.: Художественная литература, 1988.
Смех за левым плечом (1989).
Луговая гвоздичка. — М.: Советская Россия, 1989.
Читая Ленина — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1989. — 49 с. ISBN 3-7912-2030-6
Белая трава. — М.: Детская литература, 1990.
Возвращение к началу. — М.: Современник, 1990.
Время собирать камни. — М.: Правда, 1990. — 688 с., 500 000 экз.
Письма из Русского музея. — М.: Молодая гвардия, 1990.
Древо. — М.: Молодая гвардия, 1991.
Наваждение. — М.: Огонёк, 1991.
При свете дня. — М.: 1992. — 221 c. — Тираж не указан.; Издание осуществлено при участии фирмы «Belka Trading Corporation» (США).
Солёное озеро (1992).
Последняя ступень. — М.: АО «Деловой центр», 1995.
Чаша (1998, опубликовано посмертно).

Переводы

Гамзатов Р. Сказания. — М.: 1975.
Гафуров А. Абуталиб сказал. — М.: Современник, 1975.
Дерево над водой. — М.: Советская Россия, 1979.
Боцу П. День семьи. — Кишинёв, 1984.
Шерали Л. Моленье о дожде. — Душанбе, 1989.
Песни на стихи В. Солоухина
«Благодарствуйте, сударыня» (Т. Ефимов) — исполняет ВИА «Ариэль»
«Захотелось быть» (Т. Ефимов) — исполняет ВИА «Ариэль»
«Мужчины» (Э. Колмановский) — исполняет Мария Пахоменко
«Сыплет небо порошею» (С. Березин) — исполняет Эдита Пьеха
«Лада» (В. Мулявин) — исполняет ВИА «Песняры»
«Чета белеющих берёз» (Э. Колмановский) — исполняет Ренат Ибрагимов
«Синие озёра» (А. Спаринский) — исполняет Эдуард Хиль
«Волки» (В. Медяник) — исполняет Владислав Медяник
«У моря» (по мотивам рассказа В. Солоухина «Девочка на урезе моря») — исполняет Светлана Копылова

В кино

1976 — Праздник на Печоре (текст от автора)
2006 — Мочёные яблоки (по мотивам рассказа)
2008 — Тайна чёрной доски. Владимир Солоухин (архивные кадры)
Астафьев Виктор Петрович

Астафьев Виктор Петрович

Астафьев В.П.
Распутин Валентин Григорьевич

Распутин Валентин Григорьевич

Распутин В.Г.
Шукшин Василий Макарович

Шукшин Василий Макарович

Шукшин В.М.
Новости 1 - 3 из 42
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все