- Традиция и новаторство
- Поэтика
- Персоналии
- Pro et contra
- Астафьев В.П.
- Распутин В.Г.
- Шукшин В.М.
- Полемика
- Аналитика и исследования
- Конференции и семинары
- Библиография
- Ссылки
- Богданова О.В. (2)
- Бурылова А.В. (1)
- Вальянов Н. А. (4)
- Глушенкова О.А. (1)
- Гончаров П. А. (17)
- Загидулина Т. А. (10)
- Ковтун Н.В. (39)
- Кузина А.Н. (1)
- Куляпин А. И. (30)
- Ларина М. В. (5)
- Литовская М.А. (1)
- Лопачева М.К. (2)
- Лю Цзыюань (1)
- Митрофанова И. А. (4)
- Новикова Е. О. (2)
- Рямонен А. А. (4)
- Фролова А. В. (5)
- Цветова Н. С. (24)
- Щербакова В.А. (5)
- Абрамов Ф.А.
- авторская мифология
- Акулов И. И.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- война
- Екимов Б.П.
- Залыгин С. П.
- Иванов А.С.
- Иванов В.Д.
- идеология
- коллективизация
- Липатов В. В.
- Личутин В. В.
- Лобанов М.П.
- Мотивы и образы
- национализм
- Почвенничество
- поэтика
- Распутин В.Г.
- реформы
- русофобия
- русский вопрос
- Солоухин В.А.
- социалистический реализм
- традиционализм
- традиционная (аграрная) цивилизация
- урбанистическая (технократическая) цивилизация
- Шукшин В.М.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В. РАСПУТИНА
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОГРЕБАЛЬНОГО ОБРЯДА В ПОЗДНИХ РАССКАЗАХ В. РАСПУТИНА
Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 2-4 (62). С. 144-151.
Актуальность статьи обусловлена структурообразующим значением мотива смерти для всего творчества В. Распутина. В обрядах перехода – важнейших в погребальном комплексе - отражаются основные представления о мироустройстве. В исследовании анализируются рассказы 1990-х гг.: «В ту же землю», «Поминный день», «Изба» как наиболее репрезентативные с точки зрения раскрытия темы. Для анализа использован герменевтический метод. Погребальный обряд в поздних рассказах В. Распутина существенно трансформирован, что знаменует поиск автором нового основания бытия, персонажа, способного выстоять в хаотическом мире. В результате анализа выявлено, что для поэтики поздних текстов характерны незамкнутость смерти, уравнивание и слияние языческих и христианских символов, открытие нового пространства, дающего основания для самовыживания, самоспасения нации. Смерть патриархального героя (обряд отделения) осмысляется как конечная, однако уход старух одновременно становится и творением инопространства, преображением сущего. Промежуточный обряд представляет трансформацию устоев через приобщение к потустороннему. Важна функция проводника, помогающего умершему включиться в мир мертвых. Эту роль на себя берут Пашута («В ту же землю»), становящаяся «обряжающим существом», Олька («Поминный день»), песней совершающая апостериорный обряд, изба («Изба»), преобразующаяся в переходное пространство. Обряд включения допустим лишь после глубинного изменения основ настоящего, что дает возможность выстоять. Таким образом, в поздних текстах В. Распутина смерть явлена как продолжение жизни, а жизнь зачастую как подготовка к переходу. Изменение бытия влечет за собой трансформацию погребального обряда, что в свою очередь заставляет искать иную модель мира.
Ключевые слова: В. Распутин, язык писателя, погребальный обряд, смерть, обряд перехода, рассказы 1990 гг.
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец