- Традиция и новаторство
- Поэтика
- Персоналии
- Pro et contra
- Астафьев В.П.
- Распутин В.Г.
- Шукшин В.М.
- Полемика
- Конференции и семинары
- Библиография
- Ссылки
- Богданова О.В. (2)
- Бурылова А.В. (1)
- Вальянов Н. А. (4)
- Глушенкова О.А. (1)
- Гончаров П. А. (17)
- Загидулина Т. А. (10)
- Ковтун Н.В. (39)
- Кузина А.Н. (1)
- Куляпин А. И. (30)
- Ларина М. В. (5)
- Литовская М.А. (1)
- Лопачева М.К. (2)
- Лю Цзыюань (1)
- Митрофанова И. А. (4)
- Новикова Е. О. (2)
- Рямонен А. А. (4)
- Фролова А. В. (5)
- Цветова Н. С. (24)
- Щербакова В.А. (5)
- Абрамов Ф.А.
- авторская мифология
- Акулов И. И.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- война
- Екимов Б.П.
- Залыгин С. П.
- Иванов А.С.
- Иванов В.Д.
- идеология
- коллективизация
- Липатов В. В.
- Личутин В. В.
- Лобанов М.П.
- Мотивы и образы
- национализм
- Почвенничество
- поэтика
- Распутин В.Г.
- реформы
- русофобия
- русский вопрос
- Солоухин В.А.
- социалистический реализм
- традиционализм
- традиционная (аграрная) цивилизация
- урбанистическая (технократическая) цивилизация
- Шукшин В.М.
Правда жизни и язык искусства в рассказе В.М. Шукшина «Степкина любовь»
Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2024. № 6. – С. 101-106.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 23-18-00408, https://rscf.ru/project/23-18-00408/); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Цель исследования — на материале рассказа «Степкина любовь» выявить специфику поэтики раннего Шукшина. Путь Шукшина в большую литературу начинается после появления подборки из трех рассказов в № 3 журнала «Октябрь» за 1961 г. Рассказ «Степкина любовь» занимает в этом микроцикле особое место. В нем почти незаметно влияние принципов социалистического реализма, определивших особенности поэтики
двух других рассказов — «Правда» и «Светлые души». Шукшин последовательно описывает два посещения главным героем рассказа спектаклей самодеятельного театра. В первом случае отношение Степана
к театру неконвенционально: на сцене он видит не действующее лицо пьесы, а знакомого односельчанина. «Чудом» театр становится во втором эпизоде, когда герой за реальное и подлинное принимает то,
что есть фикция. Но и в этом случае для Степки не существует так называемой четвертой стены — воображаемой перегородки, отделяющей сцену от зала. Любовь Степки вспыхивает в театре, после чего сама
его жизнь становится продолжением спектакля. В рассказе «Степкина любовь» Шукшин не склонен излишне драматизировать ситуацию, но уже очень скоро точно такие же сюжетные коллизии будут решаться иначе.
В повести-сказке «Точка зрения» событийная канва та же, что и в «Степкиной любви»: жениха, как будто бы любимого и желанного, заменяет в последний момент «непонятно кто». Только теперь назвать такое
сватовство «идеальным выражением любви» вряд ли возможно.
Ключевые слова: В.М. Шукшин, поэтика, сюжет, конфликт, театральность, условность, игра, роль
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец