- Традиция и новаторство
- Поэтика
- Персоналии
- Pro et contra
- Астафьев В.П.
- Распутин В.Г.
- Шукшин В.М.
- Полемика
- Конференции и семинары
- Библиография
- Ссылки
- Богданова О.В. (2)
- Бурылова А.В. (1)
- Вальянов Н. А. (4)
- Глушенкова О.А. (1)
- Гончаров П. А. (17)
- Загидулина Т. А. (10)
- Ковтун Н.В. (38)
- Кузина А.Н. (1)
- Куляпин А. И. (29)
- Ларина М. В. (5)
- Литовская М.А. (1)
- Лопачева М.К. (2)
- Лю Цзыюань (1)
- Митрофанова И. А. (4)
- Новикова Е. О. (2)
- Рямонен А. А. (4)
- Фролова А. В. (5)
- Цветова Н. С. (24)
- Щербакова В.А. (5)
- Абрамов Ф.А.
- авторская мифология
- Акулов И. И.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- война
- Екимов Б.П.
- Залыгин С. П.
- Иванов А.С.
- Иванов В.Д.
- идеология
- коллективизация
- Липатов В. В.
- Личутин В. В.
- Лобанов М.П.
- Мотивы и образы
- национализм
- Почвенничество
- поэтика
- Распутин В.Г.
- реформы
- русофобия
- русский вопрос
- Солоухин В.А.
- социалистический реализм
- традиционализм
- традиционная (аграрная) цивилизация
- урбанистическая (технократическая) цивилизация
- Шукшин В.М.
"НЕИСТРЕБИМАЯ ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ": ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА СИБИРИ В ПОВЕСТЯХ В.П. АСТАФЬЕВА "ПЕРЕВАЛ" И "СТАРОДУБ"
"НЕИСТРЕБИМАЯ ЛЮБОВЬ К РОДНОЙ ЗЕМЛЕ": ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ОБРАЗА СИБИРИ В ПОВЕСТЯХ В.П. АСТАФЬЕВА "ПЕРЕВАЛ" И "СТАРОДУБ"
Литература в школе. 2021. № 5. С. 19-29.
Цель исследования – характеристика элементов структуры образа Сибири в ранних повестях В.П. Астафьева. Актуальность обусловлена высоким интересом литературоведов, критиков, читателей к художественному наследию писателя, необходимостью изучения периода становления жанрово-стилевой системы прозаика. На материале первых оригинальных повестей («Перевал», «Стародуб») исследуется пафос творчества Астафьева рубежа 1950–1960-х гг., обусловленный усиливающейся с годами любовью
писателя к родной земле, его трепетным отношением к природе, к сибирякам. Формулируется и аргументируется положение о том, что образы, связанные с Сибирью (сибиряк, тайга, Енисей, сибирская деревня), заявляют о себе в этих повестях и с течением времени становятся константами всего творчества Астафьева. Уточняется и конкретизируется важное для изучения творчества писателя представление о «сибирском характере». В качестве главных элементов обобщенного образа Сибири рассматриваются Илька и Култыш, представляющие собой тип юного сибиряка, в характере которого Сибирь, тайга, река,
наставники формируют необходимые качества. Раскрывается и аргументируется связь ранних повестей писателя с предыдущими и последовавшими за ними произведениями («Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка», «Царь-рыба» и др.). Робинзонада как главный элемент сюжета «Перевала» интерпретируется в качестве основы композиции повестей «Стародуб», «Царь-рыба», рассказов «Васюткино озеро», «Карасиная погибель» и др. Доказывается положение о том, что символическая образность «Пастуха и пастушки», «Царь-рыбы», некоторых других произведений Астафьева обязана своим рождением повестям рубежа 1950–1960-х гг. Центральный образ стародуба интерпретируется в качестве символа тайги- кормилицы и сибирской природы в целом, как символ святости главного героя, любви Култыша к Клавдии, неразрывной связи Сибири с исторической Россией. Высказывается предположение о воздействии на идеологию произведений Астафьева доминирующего в тот или иной период отечественной истории общественно-политического дискурса.
Ключевые слова: образ Сибири, повести В.П. Астафьева, структура художественного произведения, сибирский характер, природный герой, «Перевал», «Стародуб»
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец