Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2024, №1. – С.141-147.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-18-00408); Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского.
Пушкинский миф в творчестве Т. Толстой достаточноподробно изучен в критике и литературоведении; анализ малой прозы автора в этом контексте становится предметом научной рефлексии значительно реже. Между тем концепция пушкинского мифа в ключевом романе «Кысь» (2000) опирается на художественные открытия, сделанные автором в рассказах. Ключевое место в этой парадигме занимают «Сюжет» и «Лимпопо», где представлена шаржированная иконография поэта, включающая в себя основные моменты его биографии: рождение, дуэль, смерть и попытку (ре)инкарнации в реальности ХХ в.
При всех историко-биографических, иронических и трагифарсовых элементах образа «нашего всего» в нем сохраняются неуловимость, тайна, он прочитывается как сила, способная освободить Россию от проклятия революции, вернуть к первоначальным, архаическим смыслам слова.
Пушкинский нарратив входит как важнейшая составляющая в повествовательную манеру самой Т. Толстой — от прямых цитаций, реминисценций, аллюзий, травестии, палимпсеста до понимания Пушкина как свидетеля русского бытия и культуры, что открывает перспективу более глубокого прочтения и ее собственных текстов.
Ключевые слова: пушкинский миф, Т. Толстая, «Сюжет», «Лимпопо».