Деконструкция советского авиационного мифа в художественной прозе "оттепели"
Загидулина Т. А. Деконструкция советского авиационного мифа в художественной прозе "оттепели" 
Новый филологический вестник.  N 3 (70). 2024. С. 226-235.

 В статье рассматривается трансформация образов и мотивов советской литературы, объединенных темой авиации, в произведениях периода «оттепели». Соцреалистическая эстетика, сформировавшаяся в 1930-е 1950-е гг. подвергается молодыми авторами критической рефлексии: ортодоксальная система советского мировоззрения становится плодородной почвой для переосмысления различных аспектов уже традиционной мифологии. Материалом исследования послужила повесть В.П. Аксёнова «Стальная птица», воплощающая тенденции, обозначившиеся в литературе указанного периода: гротеск и иносказательность в данном случае являются инструментами деконструкции соцреалистических культурных кодов. Авиационный миф, один из ключевых в структуре советской эстетики, претерпевает серьезные изменения: безусловно позитивная оценка близости властного и авиационного нарративов нивелируется, созидательный пафос сменяется разрушительным, функции вестничества (передачи истины воли государства гражданам посредством агитационных материалов, в раннесоветской литературе данная функция маркирована позитивно), защиты (охрана «спокойствия наших границ» от любого внешнего врага) обретают обратную знаковость: главный герой организует распространение поддельных старофранцузских гобеленов, что указывает на подлог, фальсификацию истинных ценностей, сам начинает всячески притеснять жильцов дома, куда он вселился, не имея на то никаких прав, а потом и вовсе обретает полную власть над собственным соседями, так, в тексте актуализируются мотивы надзора и наказания. Отдельно обозначены интенции метафорически воплощенной в образе Стальной птицы советской власти относительно использования мировой культуры для собственной легитимации в рамках концепции «Москва третий Рим». В этом контексте актуализируется мотив «ткачества», метафоры текстопорождения, и пропаганды тотального распространения «текстов»-гобеленов, что позволяет говорить о деконструкции одной из ключевых функций ортодоксального авиатора вестничества и профанировании дискурса в целом. Таким образом, авторская стратегия В. П. Аксёнова обнажает тенденцию к разрушению соцреалистического канона и в частности авиационного мифа.
 Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-18-00408); https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского
Скачать

Миф о великом грешнике как сюжетообразующая основа повести В. Г. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Кузина А.Н. Распутин В.Г. авторская мифология Публикация

Страноведческие аспекты в изучении "деревенской" прозы

Фролова А. В. Почвенничество Мотивы и образы Публикация

В. Шукшин в диалоге с ХХI веком: современные театральные рецепции

Фролова А. В. Шукшин В.М. Исследование
Новости 1 - 3 из 49
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все