- Традиция и новаторство
- Поэтика
- Персоналии
- Pro et contra
- Астафьев В.П.
- Распутин В.Г.
- Шукшин В.М.
- Полемика
- Конференции и семинары
- Библиография
- Ссылки
- Богданова О.В. (2)
- Бурылова А.В. (1)
- Вальянов Н. А. (4)
- Глушенкова О.А. (1)
- Гончаров П. А. (17)
- Загидулина Т. А. (10)
- Ковтун Н.В. (39)
- Кузина А.Н. (1)
- Куляпин А. И. (30)
- Ларина М. В. (5)
- Литовская М.А. (1)
- Лопачева М.К. (2)
- Лю Цзыюань (1)
- Митрофанова И. А. (4)
- Новикова Е. О. (2)
- Рямонен А. А. (4)
- Фролова А. В. (5)
- Цветова Н. С. (24)
- Щербакова В.А. (5)
- Абрамов Ф.А.
- авторская мифология
- Акулов И. И.
- Астафьев В.П.
- Белов В.И.
- война
- Екимов Б.П.
- Залыгин С. П.
- Иванов А.С.
- Иванов В.Д.
- идеология
- коллективизация
- Липатов В. В.
- Личутин В. В.
- Лобанов М.П.
- Мотивы и образы
- национализм
- Почвенничество
- поэтика
- Распутин В.Г.
- реформы
- русофобия
- русский вопрос
- Солоухин В.А.
- социалистический реализм
- традиционализм
- традиционная (аграрная) цивилизация
- урбанистическая (технократическая) цивилизация
- Шукшин В.М.
Деконструкция советского авиационного мифа в художественной прозе "оттепели"
Новый филологический вестник. N 3 (70). 2024. С. 226-235.
В статье рассматривается трансформация образов и мотивов советской литературы, объединенных темой авиации, в произведениях периода «оттепели». Соцреалистическая эстетика, сформировавшаяся в 1930-е 1950-е гг. подвергается молодыми авторами критической рефлексии: ортодоксальная система советского мировоззрения становится плодородной почвой для переосмысления различных аспектов уже традиционной мифологии. Материалом исследования послужила повесть В.П. Аксёнова «Стальная птица», воплощающая тенденции, обозначившиеся в литературе указанного периода: гротеск и иносказательность в данном случае являются инструментами деконструкции соцреалистических культурных кодов. Авиационный миф, один из ключевых в структуре советской эстетики, претерпевает серьезные изменения: безусловно позитивная оценка близости властного и авиационного нарративов нивелируется, созидательный пафос сменяется разрушительным, функции вестничества (передачи истины воли государства гражданам посредством агитационных материалов, в раннесоветской литературе данная функция маркирована позитивно), защиты (охрана «спокойствия наших границ» от любого внешнего врага) обретают обратную знаковость: главный герой организует распространение поддельных старофранцузских гобеленов, что указывает на подлог, фальсификацию истинных ценностей, сам начинает всячески притеснять жильцов дома, куда он вселился, не имея на то никаких прав, а потом и вовсе обретает полную власть над собственным соседями, так, в тексте актуализируются мотивы надзора и наказания. Отдельно обозначены интенции метафорически воплощенной в образе Стальной птицы советской власти относительно использования мировой культуры для собственной легитимации в рамках концепции «Москва третий Рим». В этом контексте актуализируется мотив «ткачества», метафоры текстопорождения, и пропаганды тотального распространения «текстов»-гобеленов, что позволяет говорить о деконструкции одной из ключевых функций ортодоксального авиатора вестничества и профанировании дискурса в целом. Таким образом, авторская стратегия В. П. Аксёнова обнажает тенденцию к разрушению соцреалистического канона и в частности авиационного мифа.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ (проект № 23-18-00408); https://rscf.ru/en/project/23-18-00408/; Русская христианская гуманитарная академия им. Ф. М. Достоевского
Скачать
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец